СтатьиОт 1 до 3 лет

Двухлетний ребенок

Как правильно формировать предметные действия.

КАК ЖЕ ПРАВИЛЬНО ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ?

Как поддерживать познавательный интерес к окружающему предметному миру?
С самого первого месяца ребенок учится воспринимать предметы. Уже в первые недели жизни младенец замечает предмет, перемещающийся в поле его зрения, но он еще не способен воспринимать его, выделить из окружающих. Этому малыш учится постепенно.

С начала второго месяца у него развивается слежение за перемещающимся предметом: медленно передвигая игрушки в горизонтальном направлении мама старается "поймать" взгляд младенца и "ведет" его за предметом. Сначала слежение носит скачкообразный характер и предмет быстро ускользает, но вскоре взгляд становится плавным. Научившись следить за передвигающимся предметом, ребенок начинает задерживать взгляд и на неподвижном. Он подолгу всматривается в лицо склонившейся над ним матери. Малыш внимательно смотрит на яркую погремушку, которую показывает ему взрослый, прислушивается к ее звучанию и следит глазками, как она, гремя, перемещается. Если над кроваткой малыша (примерно с 1,5 месяцев) подвесить на высоте 70 - 80 см над грудью яркий шарик или крупную погремушку, время от времени приводя ее в движение, он будет рассматривать игрушку и следить за ее перемещением. Ребенок хоть и смотрит на игрушку, но он еще нечетко выделяет ее из общего фона, его восприятие не приобрело, как говорят, предметность. Для развития этого качества важно, чтоб ребенок научился брать ее руками. С 2,5-3 месяцев игрушки надо повесить так низко, чтобы малыш наталкивался на них руками. Так начинается содружественная работа глаз и рук, столь необходимая ребенку в дальнейшем.

К 4 месяцам ребенок уже может потянуться к висящей над ним игрушке и, если у нее есть кольцо или     ручка, ухватиться и раскачивать ее, прислушиваясь к звучанию и подолгу развлекая себя таким образом. Теперь игрушка должна висеть на высоте вытянутых рук ребенка, т.е. несколько выше, чем раньше. Это побуждает ребенка тянуться к ней; отрабатывается взаимодействие рук и глаз. К возрасту 6 месяцев характер занятия с игрушкой должен качественно поменяться: ребенок должен не только длительно фиксировать взгляд на игрушке и следить за ее перемещением, но и направлять ручонки к игрушке, хватать ее, сопротивляться, когда вы пытаетесь отнять ее, перекладывать удобную игрушку из руки в руку. Поэтому в этот период нужны игрушки не только разные по форме и по цвету, но и выполненные из разного материала: резины, пластмассы, дерева. Ребенок начинает знакомиться со свойствами игрушек: одни мягкие, при нажатии "пищат", другие твердые, третьи гладкие и т.д. Все эти действия с предметами, с игрушками тренируют руки. Рука становится главным органом осязания, опережая пока на первых порах функцию глаза.

Конечно, часто еще ребенок тянет игрушку в рот, используя его как орган осязания. Но роль руки и глаза должна постепенно становиться ведущей при ознакомлении с предметами.
Характер прослеживания за игрушкой глазами также меняется. Если раньше ребенок следил за предметом не отрывая взгляда, а, выпустив предмет из поля зрения, больше к нему не возвращался, то после пяти месяцев ребенок, следя за предметом, как бы ощупывает его взглядом, если при этом его внимание переключить на другой предмет, то через секунду он может вернуться к активному рассматриванию первой игрушки. Для вашего малыша это очень сложная задача. И ручки у него неумелые, непослушные, и глаз неопытен. Последите за малышом. Ему надо увидеть погремушку, которая издает такой заманчивый звук, надо определить расстояние, на котором эта игрушка находится, и направление, куда она перемещается, затем нужно точно направить обе руки к этому месту и в тот момент когда рука коснется погремушки, сжать, схватить ее пальцами. Чтоб совершить такую работу, нужна согласованность многих центров в коре головного мозга. И если ребенок ваш этим владеет - это хороший показатель его психического развития.

Такие манипуляции с игрушками и предметами в дальнейшем будут совершенствоваться, что позволит ребенку четко узнавать предметы по их внешнему виду. А потом придет день, когда надо будет запомнить одну из последних сложных его характеристик - слово, которым предмет называется. Но эта работа еще впереди.

6-9 месяцев - это период активного интереса к игрушкам, к предметам. Ребенку в это время становятся доступны сложные разнообразные движения и действия с ними. Малыш может положить шарик в чашечку, нажать выключатель, толкнуть дверь, закрыть коробочку крышкой. Детям очень нравится в этом возрасте выбрасывать игрушки из кровати на пол, а, получая их обратно - выбрасывать снова. Не надо раздражаться, лучше включиться в это занятие, ведь именно так ребенок познает предметный мир. Покажите, что можно сделать с игрушкой, и ребенок с удовольствием повторит ваши действия. Он проталкивает в отверстия между стойками кровати игрушки, выпускает их из рук и слушает, смотрит, что же получится? Падает колечко, погремушка, резиновый мячик и т.д. Взрослый подает ее ребенку, а тот снова бросает ее на пол, при этом он активно лепечет, по интонации лепета уже можно понять, радуется он или негодует; появляются жесты, которые направлены к взрослому. Жестом ребенок указывает предмет, который хочет получить, при этом часто появляются возгласы.
Так проявляются у ребенка столь необходимые для полноценного психического развития потребность в предмете и потребность в общении.

Автор: Л.Г. Садовникова

Другие статьи

Коли можна вводити тверду їжу в раціон дитини.Что делать,если ребенок не хочет есть кашу.Купание малыша в ванночке.Как правильно подойти к половому воспитанию ребенка? я в Гугл+

Словарь беременных

Календарь беременности

Запрещенные препараты для беременных







ГлавнаяСтатьиRSS Copyright © 2013 Семейный портал медвежата. Все права защищены.
Каталог сайтов «ua24.biz» Украина онлайн Украинский портАл я в Гугл+