СтатьиОт 3 до 6 лет

Детский сад

Детский сад, общение в группе.

С трех лет многие дети попадают в новую социальную среду — группу детского сада. С этого момента на их развитие оказывает влияние масса новых факторов, в том числе личность воспитателя и психологический климат в группе. Теперь уже не только семья, но и коллектив становится социумом ребенка, ведь в детском саду он большую часть дня. И конечно, два этих мира — семья и детский сад — находятся в зоне его внимания, изучения, рассмотрения.

В этот период ребенок сравнивает поведение своих родителей с поведением других взрослых (воспитателя, няни, родителей одногруппников), их отношение к себе. Наблюдая за взрослыми, ребенок строит модель своего будущего поведения, взаимоотношений с другими людьми. Поэтому очень важно, чтобы это сравнение было в пользу родителей.

В группе детского сада существуют свои правила. Ребенку необходимо привыкнуть к самостоятельной жизни без постоянной опеки родителей; нужно научиться соотносить свои интересы и желания с интересами других детей, привыкнуть к жесткому распорядку дня — словом, освоить новую социальную роль. Совместные действия в коллективе развивают у него чувство общности, повышают самооценку и придают ему ощущение значимости.

Если по каким-то причинам ребенок не посещает детский сад, важно обеспечить ему общение со сверстниками вне дома. Это мир, живущий по своим законам.

Ученые говорят о наличии детской субкультуры — культурного пространства, в котором существуют особенные представления о том, что можно и что нельзя, как играть и во что, как общаться, дружить, ссориться и мириться.
Именно там ребенок легко и непринужденно проигрывает различные ролевые ситуации, становится участником самых немыслимых сюжетных действий, реализуя свою потребность в воображении (вспомним, к примеру, героев рассказов (Н. Носова), там он приобретает опыт преодоления застенчивости, обид и страхов, пытается соизмерять собственные «могу» и «хочу» с желаниями остальных участников общения.

Потребность быть принятым группой стимулирует ребенка к контролированию своего эмоционального состояния: маленькие агрессоры, задиры и плаксы могут оказаться отверженными группой Правда, трехлетнему малышу самоконтроль удается не в такой степени, как более старшему, тем не менее, если внимательно посмотреть на игру детей этого возраста, можно заметить усилия ребенка: он пытается сдерживать приступы агрессии и раздражения, стремится уладить конфликтную ситуацию и т. д.

Нередко родителей волнует вопрос: общаясь с детьми на улице, не научится ли ребенок плохим словам, действиям,поведению? Как ни странно, даже такой, отрицательный с точки зрения взрослых, опыт полезен для ребенка. Безусловно, в очерчивании границ допустимого роль родителей весьма существенна. Если взрослые четко и последовательно выражают свое отношение к нежелательным словам и поступкам ребенка, рано или поздно он отказывается от них, поскольку авторитет родителей и доверие к ним в этом возрасте по-прежнему высоки.
Естественно, все педагогические изыскания родителей должны строиться на уважении и любви к ребенку, принятии его таким, какой он есть, независимо от поведения в данный конкретный момент.

В четыре-пять лет ребенок с готовностью выслушивает объяснения, почему некое поведение является нежелательным.
Простое «нельзя» его уже не удовлетворяет. Более того, если родители поощряют стремление ребенка  самостоятельно разобраться, почему, например, плохие слова говорить не следует, в другой раз, перед тем как произнести недозволенное словцо, он прокомментирует свое намерение, объяснит, почему этого делать не следует и... не произнесет его. Не стоит оставлять без внимания столь серьезную работу по коррекции собственного поведения — обязательно похвалите ребенка за то, что ему удалось самостоятельно разобраться в ситуации.

Вернемся к детской игре. Как правило, к четырем годам дети в отведенное для игры время способны сами себя занять. Объединяясь по несколько человек, они разыгрывают какую-то сюжетно-ролевую ситуацию.

Партнеры меняются ролями: «Сейчас я побуду врачом и полечу вас, а потом Таня и Катя — по очереди». Или: «Мы с Артемом будем пиратами и возьмем флаг и пистолеты, а потом вы». Девочки могут принимать в свою игру мальчиков и наоборот; существуют и универсальные игры, в которых пол ребенка существенного значения не имеет.

Однако уже заметно деление на «девчоночьи» и «мальчишечьи» игры: группа, как правило, не поощряет желание ребенка участвовать в затеях детей противоположного пола.

Каждый ребенок привносит в игру что-то свое. Кому-то удается лучше объяснить правила и проследить, как они соблюдаются, организовать, пусть еще на достаточно простом уровне, игру. Другой хорошо воспроизводит роль, третий способен, фантазируя, сделать занятие увлекательным и т. д

Игра настолько увлекает детей, что возникающие по ходу действия споры быстро сходят на нет. Пожалуй, для ребенка огорчительнее скорее не внутригрупповые конфликты и раздоры, а необходимость прервать игру.

Задача взрослых — научить ребенка понимать, что на игру отводится определенное время. Так ему будет легче свыкнуться с мыслью, что игра должна быть завершена, но при желании может продолжиться потом.

Другой полезный опыт, приобретаемый в игре, — умение общаться с детьми более старшего (младшего) возраста.
Желание маленьких детей принять участие в игре старших, с одной стороны, и стремление старших научить чему-либо малышей — с другой, формирует опыт общения в разновозрастной группе. В дальнейшем этот опыт пригодится в период адаптации в учреждениях дополнительного образования и школе — там, где собираются дети разного возраста.

Таким образом, общение со сверстниками — необходимая составляющая развития ребенка, которая помогает в том числе ощутить себя значимым среди детей своего возраста.

Другие статьи

Примерное меню беременной женщины на неделю.Как перевести ребенка на твердую пищу.Лишний на прогулке.Заикание у детей как устранить заикание. я в Гугл+

Словарь беременных

Календарь беременности

Запрещенные препараты для беременных







ГлавнаяСтатьиRSS Copyright © 2013 Семейный портал медвежата. Все права защищены.
Каталог сайтов «ua24.biz» Украина онлайн Украинский портАл я в Гугл+